Экологическое сознание и культура является необходимыми условиями для преодоления глобального экологического кризиса и отвлечения глобальной экологической катастрофы, которая угрожает подрывом самих основ биологического существования человека. Возникновение экосознания и экокультуры является реакцией на вызов современной ситуации в системе "общество-природа", которая порождена всей предыдущей хозяйственной деятельностью человечества. Однако рассчитывать на их эволюционное, длительное во времени формирование обществу не придется.
Негативные изменения в естественной среде под воздействием возросшей совокупной производственной мощности человечества приобрели во второй половине XX ст. значительного ускорения, а следовательно, ответ на них также должен быть адекватным не только по содержанию, но и во времени. Сохранение планеты зависит и от качества, и от темпов формирования экологического сознания и экологической культуры, которая происходит в процессе экологического воспитания.
Экологическое воспитание - это целеустремленное влияние на личность на всех этапах ее жизни с помощью развернутой системы средств и методов, что имеет целью формирование экологического сознания, экологической культуры, экологического поведения, экологической ответственности.
Необходимость воспитания у членов общества определенных установок поведения по отношению к природе возникла в человечество еще на самых давних этапах его развития. Как пример можно вспомнить и системы табу у первобытных народов, которые, запрещая охоту на определенные виды животных в период их размножения, способствовали сохранению видового множества естественного пространства. Позже, когда проблема формирования членов общества стала объектом заинтересованности науки, создавались концепции "натуралистического" (Я.-А. Коменский, Же.-Ж.Руссо, М.Ушинский) или "природосогласного" воспитание (Ш.Фуръе).
Большой немецкий гуманист И.В. Гете отмечал, что нет ничего страшнее невежества. Именно отсутствие необходимых знаний, их несоответствие реальной ситуации, которая порождает несостоятельность предусмотреть все, и в том числе и негативные, следствия вмешательства человека в естественные процессы, а не злая воля, является главной причиной экологического кризиса.
Одним из важнейших заданий экологического воспитания есть формирование в природоиспользователей, каждого гражданина и в общества в целом стойких установок на рациональное природопользование, умение видеть за решением отдельных проблем, отдалены экологические следствия вмешательства в естественные процессы, чувство ответственности перед нынешними и будущими поколениями за влияние собственных действий на способность природы быть средой существования человека.
Экологическое воспитание - это непрерывный процесс учебы, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и специальных знаний, относительно сохранения окружающей среды и природопользования, реализованных в экологически грамотной деятельности.
Очень важным для понимания специфики экологического воспитания является тезис о том, что оно не должно выступать лишь системой запрещений на те или другие действия. Кроме призывов, что природу следует любить и беречь, необходимо учиться грамотному и профессионально комплексному природопользованию.
При более детальном рассмотрении в процессе экологического воспитания можно выделить три относительно самостоятельных, как за методами так и за целями, составляющих: экологическое просветительское, экологическое образование и собственно экологическое воспитание. Они являют собой определенные этапы в процессе непрерывного экологического воспитания в широком понимании.
Экологическое просветительское - это первая степень в экологическом воспитании. Оно призвано сформировать первые, элементарные знания об особенностях взаимоотношений общества и природы, о пригодности окружающей среды для обитания человека, о влиянии человеческой производственной деятельности на окружающий мир. Экологическое просветительское призвано формировать базовые мировоззренческие установки и бытовой уровень экологического сознания. Хотя на этом уровне знания о взаимоотношениях общества и природы имеют, как правило, ч отрывочный, несистематизированный характер, могут быть логично несогласованными и даже противоречивыми, без его наличия невозможно приступать до формирования экологически культурного человека.
В 1977 г. Всемирная межправительственная конференция по проблемам природоохранного просветительского, что проходила в Тбилиси, определила основные принципы природоохранного просветительского:
1) выходить из численности заданий в области охраны окружающей среды, учитывая экономические, санитарно оздоровительные, гуманистические, эстетичные и патриотические мотивы природоохранной работы;
2) осуществлять взаимодополнение та следующая разных уровней природоохранного просветительского, предусматривая просветительское и образование всех возрастных и социальных групп населения, каждой личности, в течение всей их жизни;
3) тесно связывать просветительское в области окружающей среды с конкретными природоохранными заданиями региону, корнаю, населенного пункта, предприятия и организации;
4) стимулировать активность каждого гражданина постольку, поскольку решение заданий охраны природы невозможно без участия широких слоев населения;
5) повысить образованность в области охраны природы с тем, чтобы она опережала прогнозируемое увеличение эксплуатации природных ресурсов и изменения в окружающей среде, в результате чего бы специалисты могли предусматривать появление нежелательных ситуаций в природе.
Следующей ступенью в формировании экологической культуры является экологическое образование - один из элементов природоохранной политики и важный фактор ее самореализации, которая служит инструментом влияния на общественное сознание и формирование внутренней и международной политики в области природопользования.
Экологическое образование - это психолого-педагогический процесс влияния на человека, целью которого является формирование теоретического уровня экологического сознания, что в систематизированном виде отображает разнообразные стороны единства мира, закономерности диалектического единства общества и природы, определенных знаний и практических навыков рационального природопользования.
Как отмечает О.А. Васюта, экологическое образование - это система целеустремленного постоянного влияния на сознание и поведение объекта (население) с целью формирования у него общественно значимых умных потребностей и закрепления рациональных форм стойкого поведения по отношению к природе в соответствии с нормами мировой экологической морали и принципов экологического мировоззрения. Экологическое образование как главный момент экологической политики должно приобрести длительный и непрерывный характер, сопровождая человека в течение всего периода ее активной деятельности, включая дошкольную подготовку, общее образование, профессиональную подготовку специалистов.
Специфика экологического образования заключается в том, что она должна базироваться на принципе "опережающего отображения". В сознании человека должна происходить постоянная оценка возможных последствий, как непосредственных так и будущих из позиции не только благосостояния человека, но и гармонизации отношений, в системе "общество-природа".
Целью экологического образования является вооружить человека знаниями в области естественных, технических и общественных наук, об особенностях взаимодействия общества и природы, развить в ней способность понимать и оценивать конкретные действия и ситуации.
Высшей ступенью является экологическое воспитание – психолого-педагогический процесс, целью которого является формирование у индивида не только научных знаний, но и определенных убеждений, моральных принципов, которые определяют его жизненную позицию и поведение в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, экологической культуры отдельных граждан и всего общества, в целом, В процессе экологического воспитания формируется определенная система экологических ценностей, которые будут определять бережливое отношение человека к природе, будут побуждать ее к решению проблемы глобального экологического кризиса. Оно во-первых, предусматривает не только передачу знаний, но и формирование убеждений, готовности личности, к конкретным действиям, во-вторых, включает у себя знание и умение осуществлять рядом с охраной природы также и рациональное природопользование.
Специфика экологического воспитания заключается в выработке мировоззренческого отношения к комплексной, целостной системе "общество-природа", отношение личности к которой невозможно без действенного, непосредственного и опосредствованного участия в ее функционировании. Комплексный характер экологического воспитания выплывает из специфики объекта отображения экологического сознания на уровне как общественного, так и личностного, ее функционирования.
По мнению известного югославского социолога Д.Марковича, как методологическую основу воспитания в области защиты и улучшения среды можно принять пять фаз:
- первая - мир материален и являет собой сложную систему связей и взаимоотношений, так что изменение его элементов взаимно обусловлено;
- вторая - защита природы представляет применение закона отношений и взаимных действий, которые существуют в вещественном мире;
- третья - человек и общество - результат эволюции живой природы и потому неотделимые от природы (общество и природа составляют неделимое и противоречивое целое);
- четвертая - изменения в биосфере, вредные для человека и общества, обусловленные отсутствием или недостаточностью мероприятий в регуляции взаимодействия общества и природы, а не научно-техническим прогрессом;
- пятая - существует влияние природы на темп развития общества, но нет действия природы на характер общественных отношений.
- Основным принципом экологического воспитания является принцип материального единства мира, который органически включает проблему социально экологического воспитания в систему формирования научного мировоззрения. Среди других можно также выделить принципы комплексности, непрерывности, патриотизма, сочетания личностных и общих интересов.
В системе экологического воспитания можно выделить такие основные направления:
1. Политический. Его важным методологическим принципом является положение о соответствии господствующих в обществе отношений между людьми и господствующего в нем отношения к природе, которая выплывает из основного закона социальной экологии. Это направление способствует формированию экологического сознания и экологической культуры и научного подхода к оценке как конкретных экологических проблем в разных социально-политических системах, так и характера, самих этих систем. Во времена существования Советского Союза среди идеологов системы "реального социализма" достаточно популярным был тезис о "потенциальных преимуществах социализма над капитализмом, в том числе и в области природопользования". Наводились исчислении примеры хищнического отношения к природе в странах Запада и демонстрировались разнообразные программы защиты природы в СССР. Лишь снятие ограничений на экологическую информацию показало, что общество, основным принципом которого в отношении к окружающей среде было "не ждать милостей вот природы", не могло избежать глубокого экологического кризиса. В то же время так называемые "развитые капиталистические страны", признав, поджимом широких масс населения, которые воспользовались средствами "буржуазной демократии", наличие проблемы, далеко продвинулись в ее решении.
Действительно оптимальные формы взаимоотношений общества и природы могут складываться лишь в обществе, которое культивирует уважение к индивиду, его достоинству и неотъемлемым правам, где основной экономический закон предусматривает беспокойство и о человеке, и о природе, где найден механизм согласования между целями индивида и общества, общественным производством и окружающей средой. Это направление тесно связано с патриотическим воспитанием, поскольку любовь к природе, кроме глобальных аспектов должна иметь и конкретное наполнение.
2. Естественно научный. В его основе лежит научное понимание неразрывного единства общества и природы. Общество неразрывно связано с природой, как своим происхождением, так и существованием. В социальном плане общество связано с природой с помощью производства, без которого оно не может существовать. Природа создает потенциальные условия для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Реализуются же эти потребности лишь путем целесообразной деятельности. В процессе производства человек создает собственные потоки вещества и энергии, которые дезорганизовал существующие в природе и отшлифованы миллиардами лет циклы энергетического и вещества обмена. Тем самым происходит нарушение действия механизмов самовоспроизведения основных качественных параметров биосферы, тех объективных условий, которые обеспечивают существование человека как биологического существа. Эти нарушения порождаются ограниченностью имеющихся знаний о закономерностях развития природы, неумением учитывать все возможные последствия человеческой деятельности.
Изучения закономерностей, за которыми протекают процессы энергетического и вещества обмена в окружающей естественной среде, и согласование с ними производственной деятельности является одним из самых главных условий предотвращения глобальной экологической катастрофы. Человек должен не уничтожать сложные механизмы функционирования, саморегулирования и самовоспроизведения природы, а целеустремленно превращать ЕЕ в своих интересах с учетом объективных закономерностей.
3. Правовой. Экологические знания, перерастая в убеждение и действия, должны тесно совмещаться с активным участием индивида в соблюдении им самим и окружающими норм природоохранного законодательства, в которых должны быть отражены общеобщественные интересы. Государство как главный механизм регуляции и согласования общих интересов индивида и общества в их взаимоотношениях с природой имеет исключительный правый не только на создание экологического законодательства, но и принудительные действия относительно индивидов или их групп, направленные на соблюдение данных законов.
Это направление тесно связано с формированием экологической ответственности, и не только правовой, но и моральной.
4. Морально эстетический. Современная экологическая ситуация требует от человечества новой моральной ориентации в отношениях с природой, пересмотра определенных норм поведения человека в окружающей естественной среде. В обществах, которые находятся на индустриальной ступени развития, мораль ориентирует природопользователей на хищническую эксплуатацию природных ресурсов, на обеспечение потребностей членов общества, не считаясь с экологическими последствиями производственной деятельности. При переходе к индустриальной стадии развития, когда происходит качественный прыжок в производительных силах, формирование экологического императива, который должен стать нормой моральной регуляции конкретных способов освоения природы, является одним из наиболее неотложных требований.
В морально-эстетичном направлении экологического воспитания рассматривается и проблема отношения к природе как абсолюту красоты, ответственности, за ее сохранение перед нынешним и будущими поколениями.
5. Мировоззренческий. Экологическое воспитание не может быть эффективным, не формируя соответствующим образом основы мировоззрения. Для того, чтобы индивид мог действительным чином принять участие в ликвидации угрозы экологического кризиса, чтобы это стало его внутренней потребностью, необходима его способность дать научно обоснованные ответы на вопрос о сущности мира, природы, человека, о целях и пределах человеческого познания и превращения окружающего естественного мира, о смысле человеческого бытия.
В этом направлении происходит формирование системы экологических ценностей и приоритетов индивидов и общества.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, которая должна включать у себя экологический императив, систему экологических ценностей и экологическую ответственность.
Экологический императив - это совокупность условий взаимодействия общества и природы, нарушение которых будет иметь катастрофические последствия для человечества. Он является осознанием Объективной необходимости считаться не просто с законами природы, но и с предъявленными нам с ее стороны "техническими" условиями. Экологический императив выражает необходимость оценивать последствия любой деятельности, связанной с вмешательством в естественные процессы с точки зрения общих условий взаимоотношений общества и природы, сохранения условий биологического существования человека.
Социально экологические ценности значимы для процесса развития взаимоотношений общества и природы человеческими и культурными явлениями. Они являются результатом синтеза ценностей экологических, социальных и политических и выступают результатом и основой повышения эффективности экологического воспитания.
Наибольшая эффективность экологического воспитания возможна при условиях обеспечения его непрерывности, комплексности, охватывания этим процессом всех членов общества, в течение всей их жизни.
Повышению эффективности способствует умелое использование средств экологического воспитания. К ним, в первую очередь, необходимо отнести:
- семью, в которой происходит первичная социализация индивида, формируются основные черты личности, тип мировосприятия и светопреставления;
- средства массовой информации, которые влияют на массовое сознание общества, дают актуальную экологическую информацию, первичную интерпретацию событий или принятых решений и тем самым формируют общественное мнение;
- неспециализированное образование всех ступеней - от детских садиков к высшим учебным заведениям - где при преподавании практически всех учебных дисциплин должна быть природоохранная тематика, должны формироваться основы знаний естественных, технических и социальных знаний, важных в социально экологическом отношении;
- специализированное образование, направленное на формирование кадров специалистов, которые профессионально будут заниматься вопросами, связанными с проблемами оптимизации и гармонизации взаимодействия в системе "общество-природа";
- систему экологического законодательства, призванную указывать на общие ориентиры государства как выразителя общественных интересов в отрасли использования природных ресурсов, охраны природы, сохранения пригодного, для жизни и здоровья человека естественной среды;
- уголовно наблюдательную систему государства, заданием которой является формирование убеждения, что любые правонарушения в отрасли
природопользование и соблюдение экологических прав граждан будут соответственно оценены государством.
При этом действенность использования средств экологического воспитания существенно повышается, как отмечает О.А. Васюта, при условии учета существующих национальных традиций природопользования.
Экологическое образование стало одним из ключевых элементов программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (МАБ), в осуществлении которой Украина активно участвует из 1981 г. В ней в разное время, принимали участие свыше 40 учреждений АН Украины, 50 вузов, 125 отраслевых научно-исследовательских учреждений, был задействован большой научный потенциал - около 5 тыс. специалистов, почти 200 докторов и 600 кандидатов наук. Социально-политические и экономические изменения в Украине последних лет, значительное ухудшение экономической ситуации и вызвано им сокращение финансирования науки и образования значительно снизили темпы выполнения исследований в рамках программы "Человек и биосфера", но есть надежда, что уже в ближайшем будущем к решению проблем экологического образования и экологического воспитания в нашем государстве будут привлечены новые силы и средства. Кроме того, позитивным фактом является расширение международного сотрудничества в этой отрасли с индустриально развитыми странами на двусторонней основе.
Из 1989 г., по решению государственных органов в вузах нашего государства было внедрено чтение учебных курсов из предмета "Социальная экология" и других отраслей экологического знания.На современном этапе развития человеческой цивилизации роль экологического воспитания существенно повышается. Оно играет роль интегратора в современном воспитательном процессе, совмещает в единственную функциональную систему все традиционные виды воспитания, базируется на них и является фактором преодоления ведомости в этой сфере человеческой деятельности. Действенность экологического воспитания зависит от согласования всех его направлений, элементов и средств, комплексности, непрерывности и охватывания им всех членов общества, в течение всей их жизни.
Источник: ekologos.ru